ГЛАВНАЯ << СТАТЬИ

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ ИЛИ ПРОКЛЯТАЯ?

../articles_main_files/sviataja-prokljataja-zemlia_files/poklonenie_antihristy_ic400.jpg

Миниатюра С. Н. Гнусина из старообрядческого сборника об Антихристе. Ок. 1820 г.

 

Весь Интернет перегружен настоятельными призывами, совершить паломничество на Святую Землю (Израиль) и исходят они не только и не столько от туристических агентств, сколько от организаций, называющих себя православными. Я не говорю о людях далеких от церкви и даже вообще от веры, которые занимаются организацией туристических поездок в Израиль – их можно понять. Это их бизнес. Но «православные» что пишут:

«Дорогие братья и сестры! Паломническая служба «Имярек» предлагает паломничество, путешествия и паломнические туры по святым местам на Святую Землю в Израиль – в Святой Град Иерусалим». «Паломничество на Святую Землю (Израиль)» предлагает, к примеру, паломнический центр «Покров»; Православная компания «ПАЛОМНИК»; Православный паломнический центр «Иерусалим» и ещё несть им числа! Да когда это, кто из православных святых или подвижников благочестия называл нынешний Иерусалим и Израиль Святой землей? Меня удивляет какое-то упорное лукавство многих, называющих себя православными, авторов, пишущих о паломничествах в Иерусалим. Они часто приводят слова Святых отцов: Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и пр., гневно осуждавших паломничества в так называемую «Святую Землю», а после этого пишут, «Однако в настоящее время...» и продолжают восхвалять эти самые паломничества и призывают к ним всех людей!

Я ни в коем случае не сторонник такого радикального мнения, что всякое «паломничество к святыне – вещь не христианская»! Это смотря, что за «святыня» и паломничество куда? Я ничего предосудительного не вижу в том, чтобы съездить, скажем, в Киево-Печерскую лавру, чтобы поклониться мощам, покоящихся там преподобных отцов, или на святую гору Афон, или к оптинским старцам. Большинство оптинских старцев вообще были против страсти к паломничествам. Они говорили, что волю Божию можно узнать даже из уст ребенка, если спрашивать с верою; и идти по жизни средним, «царским путем»: исповедоваться у своего приходского священника, жить в совете с единомысленными братиями своими и по уставам Святой Церкви. Преп. Амвросий Оптинский своим чадам, приезжавшим к нему за благословением съездить в паломничество в «Святую Землю» указывал пальцем в землю и говорил: «Вот она, святая Земля – наша Русь-матушка! Не место святит человека, а человек место! Святая земля та, где люди святые живут! А в Иерусалиме, какие сейчас святые?». Удивительно, как по-современному и словно пророчески звучат его слова и в наше время, и перекликаются они со словами Иоанна Златоуста, который говорил: «Что это за «Святая» земля в Иерусалиме, проклятом Самим Господом? Это прибежище змей, скотов и разбойников! Чего хотите вы найти в том доме, про который сказано: «Се, оставляется домъ вашъ пустъ!»? (Матф.23:37[1]; Лук.13:34[2])»

Это евангельское пророчество исполнилось в 72 году от Р.Х., когда войска императоров Тита и Веспасиана подавили восстание иудеев, разорили Иерусалим и разрушили иерусалимский храм, сравняв его с землей. Что такое произошло с тех пор, что Иерусалим стал вдруг прощен и превратился из города, проклятого Христом, в «Святую землю»? Разве что приблизилось время Антихристово!

Святитель Григорий Богослов обличал тех христиан, которые шли в паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться местам, связанным с земной жизнью Господа Иисуса Христа, когда у них всегда есть возможность встретить Самого Христа в нищем и нуждающемся, соединиться с Ним в Евхаристии.

С тяжелым чувством пишет Епископ Григорий Нисский, побывавший в Палестине, о своих впечатлениях, о царящем здесь повсеместно грехе и духе искушения. В будущем в своих трудах Святитель не одобрял паломничества в Палестину особенно для женщин: «Ведь Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как добраго дела… Перемена места не приближает к нам Бога, а Бога к нам. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить…»

Не могу удержаться, чтобы не привести полностью слова Св. Григория Нисского в письме к Кинситору: «О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим»:

«Там, где Господь призывает благословенных к наследию Цартвия Божия, Он не поставил в числе добрых дел хождения в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет. Кто имеет разум, пусть размыслит: зачем стремиться совершить то, что не делает ни блаженным, ни управленным в Царстве Небесном? Хотя бы и было это дело полезно, и в этом случае совершенным не так уж хорошо о нем ревновать. Но поскольку, по тщательном рассмотрении, дело это для избравших строгую жизнь оказывается еще и приносящим вред душевный, то оно должно быть предметом не ревности особой, но величайшей осторожности, чтобы решивший жить по Богу не испытал какого-либо вреда…
        А поскольку по всему Востоку на постоялых дворах, в гостиницах и городах, много распущенности и повода ко греху, то как может быть, чтобы уходящего в дыму не стало резать глаза?..
        Да и что существенного получит тот, кто побывает в этих местах, как будто Господь доселе телесно обитает в них, а от нас удалился, или как будто Дух Святой обилует между иерусалимлянами, а к нам перейти не может?..
        Если бы наибольшая была благодать в местах Иерусалимских, то грех не водворился бы в живущих там. А теперь нет вида нечистоты, на который бы они не дерзали: у них и прелюбодеяние, и любодеяния, и воровство, и идолослужение, и отравительство, и зависть, и убийство. Особенно между ними обыкновенно последнего рода зло, так что нигде нет такой готовности к убийству, как в этих местах: единоплеменные подобно зверям ищут крови друг друга – ничтожного ради прибытка. Там же, где такое случается, чем ты докажешь чтобы в этих местах была более обильная благодать?..
        Что явившийся Христос есть истинный Бог, это мы исповедовали и прежде, чем были на месте, и после этого вера не уменьшилась и не увеличилась. О вочеловечении через Деву мы знали и прежде чем были в Вифлееме...
        Поэтому боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога...
        Итак, возлюбленный, советуй братьям путешествовать от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину... Если бы... Дух Святый раздавал бы каждому дары в виде огня, то всем следовало бы быть в том месте, где совершается раздаяние дарований. А если Дух идеже хощет дышит, то и здесь уверовавшие делаются причастниками дарований, по мере веры, а не по причин хождения в Иерусалим»
.

«Письмо Св. Григория Нисского Кинситору»

Удивительно по-современному звучат эти, в древности высказанные, слова, и какой дух пророческий ощущается в них! Особенно в том месте, где Св. Григорий говорит, что «нигде нет такой готовности к убийству, как в этих местах»!

И Св. Григорий Богослов осуждал чрезмерное увлечение паломничествами, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства и при этом впадают в искушения.

Так почему же нынешние православные не хотят прислушаться к голосу Святых отцов, в которых Говорит Сам Отец наш Небесный, Святым Своим Духом, Словом своим воплощенным, Иисусом Христом?

Алексей Остаев

 



[1] Матф.23:37
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

 

[2] Лук.13:34
Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 35 Се, оставляется вам дом ваш пуст.