Миниатюра С. Н. Гнусина из старообрядческого сборника об Антихристе. Ок. 1820 г.
Весь Интернет перегружен настоятельными призывами, совершить паломничество на Святую Землю (Израиль) и исходят они не только и не столько от туристических агентств, сколько от организаций, называющих себя православными. Я не говорю о людях далеких от церкви и даже вообще от веры, которые занимаются организацией туристических поездок в Израиль – их можно понять. Это их бизнес. Но «православные» что пишут:
«Дорогие
братья и сестры! Паломническая служба «Имярек»
предлагает паломничество, путешествия и паломнические туры по святым
местам на Святую
Землю в Израиль – в Святой Град Иерусалим». «Паломничество
на Святую Землю
(Израиль)» предлагает, к примеру, паломнический центр «Покров»;
Православная
компания «ПАЛОМНИК»; Православный паломнический центр «Иерусалим» и ещё
–
несть им числа! Да когда это, кто из
православных святых или подвижников благочестия называл нынешний
Иерусалим и
Израиль Святой землей? Меня удивляет какое-то упорное лукавство
многих,
называющих себя православными, авторов, пишущих о паломничествах в
Иерусалим.
Они часто приводят слова Святых отцов: Григория Нисского, Григория
Богослова,
Иоанна Златоуста и пр., гневно осуждавших паломничества в так
называемую «Святую
Землю», а после этого пишут, «Однако в настоящее время...» и продолжают
восхвалять эти самые паломничества и призывают к ним всех людей!
Я ни в коем случае не сторонник такого радикального мнения, что всякое «паломничество к святыне – вещь не христианская»! Это смотря, что за «святыня» и паломничество куда? Я ничего предосудительного не вижу в том, чтобы съездить, скажем, в Киево-Печерскую лавру, чтобы поклониться мощам, покоящихся там преподобных отцов, или на святую гору Афон, или к оптинским старцам. Большинство оптинских старцев вообще были против страсти к паломничествам. Они говорили, что волю Божию можно узнать даже из уст ребенка, если спрашивать с верою; и идти по жизни средним, «царским путем»: исповедоваться у своего приходского священника, жить в совете с единомысленными братиями своими и по уставам Святой Церкви. Преп. Амвросий Оптинский своим чадам, приезжавшим к нему за благословением съездить в паломничество в «Святую Землю» указывал пальцем в землю и говорил: «Вот она, святая Земля – наша Русь-матушка! Не место святит человека, а человек место! Святая земля та, где люди святые живут! А в Иерусалиме, какие сейчас святые?». Удивительно, как по-современному и словно пророчески звучат его слова и в наше время, и перекликаются они со словами Иоанна Златоуста, который говорил: «Что это за «Святая» земля в Иерусалиме, проклятом Самим Господом? Это прибежище змей, скотов и разбойников! Чего хотите вы найти в том доме, про который сказано: «Се, оставляется домъ вашъ пустъ!»? (Матф.23:37[1]; Лук.13:34[2])»
Это
евангельское
пророчество
исполнилось в 72 году от Р.Х., когда войска императоров Тита и
Веспасиана
подавили восстание иудеев, разорили Иерусалим и разрушили иерусалимский
храм,
сравняв его с землей. Что такое произошло с тех пор, что Иерусалим стал
вдруг
прощен и превратился из города, проклятого Христом, в «Святую землю»?
Разве что
приблизилось время Антихристово!
Святитель Григорий Богослов обличал тех христиан, которые шли в паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться местам, связанным с земной жизнью Господа Иисуса Христа, когда у них всегда есть возможность встретить Самого Христа в нищем и нуждающемся, соединиться с Ним в Евхаристии.
С тяжелым
чувством
пишет Епископ
Григорий Нисский, побывавший в Палестине, о своих впечатлениях, о
царящем здесь
повсеместно грехе и духе искушения. В будущем в своих трудах Святитель
не
одобрял паломничества в Палестину особенно для женщин: «Ведь Господь не
заповедовал путешествия в Иерусалим как добраго дела… Перемена места не
приближает к нам Бога, а Бога к нам. Где бы ты ни был, Господь придет к
тебе,
если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в
тебя и
ходить…»
Не могу удержаться, чтобы не привести полностью слова Св. Григория Нисского в письме к Кинситору: «О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим»:
«Там,
где Господь призывает благословенных к наследию Цартвия Божия, Он не
поставил в
числе добрых дел хождения в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства,
такого
подвига не называет. Кто имеет разум, пусть размыслит: зачем стремиться
совершить то, что не делает ни блаженным, ни управленным в Царстве
Небесном?
Хотя бы и было это дело полезно, и в этом случае совершенным не так уж
хорошо о
нем ревновать. Но поскольку, по тщательном рассмотрении, дело это для
избравших
строгую жизнь оказывается еще и приносящим вред душевный, то оно должно
быть
предметом не ревности особой, но величайшей осторожности, чтобы
решивший жить
по Богу не испытал какого-либо вреда…
А поскольку по всему Востоку на
постоялых дворах, в гостиницах и
городах, много
распущенности и повода ко греху, то как может быть, чтобы уходящего в
дыму не
стало резать глаза?..
Да и что существенного получит
тот, кто побывает в этих местах, как
будто
Господь доселе телесно обитает в них, а от нас удалился, или как будто
Дух Святой
обилует между иерусалимлянами, а к нам перейти не может?..
Если бы наибольшая была благодать
в местах Иерусалимских, то грех не
водворился
бы в живущих там. А теперь нет вида нечистоты, на который бы они не
дерзали: у
них и прелюбодеяние, и любодеяния, и воровство, и идолослужение, и
отравительство, и зависть, и убийство. Особенно между ними обыкновенно
последнего рода зло, так что нигде нет такой готовности к убийству, как
в этих
местах: единоплеменные подобно зверям ищут крови друг друга –
ничтожного ради
прибытка. Там же, где такое случается, чем ты докажешь чтобы в этих
местах была
более обильная благодать?..
Что явившийся Христос есть
истинный Бог, это мы исповедовали и прежде,
чем были
на месте, и после этого вера не уменьшилась и не увеличилась. О
вочеловечении
через Деву мы знали и прежде чем были в Вифлееме...
Поэтому боящиеся Господа
восхвалите Его в тех местах, в которых
находитесь. Ибо
перемена места не приближает к нам Бога...
Итак, возлюбленный, советуй
братьям путешествовать от тела ко Господу,
а не из
Каппадокии в Палестину... Если бы... Дух Святый раздавал бы каждому
дары в виде
огня, то всем следовало бы быть в том месте, где совершается раздаяние
дарований. А если Дух идеже хощет дышит, то и здесь уверовавшие
делаются
причастниками дарований, по мере веры, а не по причин хождения в
Иерусалим».
«Письмо Св. Григория Нисского Кинситору»
Удивительно по-современному звучат эти, в древности высказанные, слова, и какой дух пророческий ощущается в них! Особенно в том месте, где Св. Григорий говорит, что «нигде нет такой готовности к убийству, как в этих местах»!
И Св. Григорий Богослов осуждал чрезмерное увлечение паломничествами, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства и при этом впадают в искушения.
Так
почему же
нынешние православные не хотят прислушаться к голосу Святых отцов, в
которых
Говорит Сам Отец наш Небесный, Святым Своим Духом, Словом своим
воплощенным,
Иисусом
Христом?
Алексей Остаев
[1]
Матф.23:37
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий
посланных к
тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает
птенцов своих
под крылья, и вы не захотели! 38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
[2]
Лук.13:34
Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий
посланных к
тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих
под
крылья, и вы не захотели! 35 Се, оставляется вам дом ваш пуст.