Часто мы слышим: «Водочка его сгубила… это она, проклятущая,
довела его
до беды (до тюрьмы… до больницы… до гроба)»! Такие горестные сетования,
слышим
мы ежедневно, и они показывают нам то, насколько обыватель далек от
понимания самой
сути проблемы употребления спиртного (и водки в частности), а так же ЗЛОупотребления им. Когда говорят, что «водка,
окаянная, человека
сгубила, довела до ручки, весь ум из него вышибла, всё нутро изъела!»,
то
подразумевается, что человек подвергся действию некоей неотвратимой
внешней
напасти, а он САМ вроде бы и не виноват?! Сам он вроде бы жертва
некоего
злоумышления, бедолага, пораженный страшной
болезнью,
внезапно постигшей его, и к тому же, говорят, передающейся по
наследству.
По аналогии, можно было бы выдвинуть подобное обвинение,
например, в
адрес пищи, еды, сгубившей человека, умершего от ожирения! Однако
почему-то еду
в этих случаях никто не винит. Как-то это наивно, по-детски, словно
идем мы
наказывать стол, об угол которого ударилось наше дитя!
Может быть, все-таки будем более точны и справедливы? Не водка и не еда виноваты в гибели человека, а ЗЛОупотребление ими? Не даром святые отцы говорят, что зла не существует (ибо Господь ничего злого не создавал), зло творит человек. Всякий грех – не что иное, как злоупотребление той или иной благодатью, созданной Господом Богом.
ПЬЯНИЦА художник © Игорь Майков |
ПАСХАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА художник © Михаил Шаньков |
КРЕСТЬЯНСКАЯ ТРАПЕЗА В ЕВРОПЕ художник Адриан Браувер XVII век |
Я знал одного священника, настоятеля осетинского православного храма (аланского подворья) в г. Москве, о. Саурмага Баззатэ. Он стремился возродить в своих соотечественниках, живущих в Москве, не только утраченные ими православные основы, но и угасающие национальные традиции и обычаи. Поэтому в дни великих православных праздников, после богослужений, он устраивал в притворе храма обильные национальные застолья с осетинскими пирогами, с бараньими головами, с аракой (осетинской водкой) и с несравненными кавказскими тостами. После одного из таких изобильных застолий я подошел к о. Саурмагу и спросил его, не смущает ли его то, что пиршества эти происходят хоть и в притворе, но в храме Божием? На что он мне ответил вопросом:
– Вот ты художник, пишешь иконы, скажи, а какая САМАЯ ГЛАВНАЯ икона в Церкви?
– Наверно, Спаситель? – предположил я.
– Нэээт! – отвечал о. Саурмаг, – самая главная икона – это Святая Троица! А ты знаешь, что на ней изображено?
Я говорю:
– Явление Бога Праотцу Аврааму в виде трех ангелов…
– Вот именно, – перебил он меня, и сразу спросил: – А что они там делают?
И, не дав мне ответить, сам отвечал:
– Они там как раз выпивают и закусывают, а Авраам угощает их вином и мясом быка!
СВЯТАЯ ТРОИЦА (Гостеприимство Авраамово) икона начала XV века |
ГОСТЕПРИИМСТВО АВРААМОВО мозаика Сан-Витале в Равенне VI век |
Давайте разберемся в том, что же такое водка на самом деле! Сделаем мысленно её анализ – химический, гастрономический, исторический, культурологический, богословский…
А водка должна быть в сорок градусов, а не в
тридцать,
это, во-первых, – наставительно перебил Филипп Филиппович…
М. Булгаков «Собачье сердце»
Водка,
как известно, это не
просто раствор спирта в воде, а химическое соединение двух жидкостей:
воды и
этилового спирта. О том, что такое вода, поговорим отдельно и чуть
позже, а
пока зададимся вопросом, что такое этиловый спирт? Это органическое
соединение
углерода, кислорода и водорода по следующей формуле: C2H5OH. Латинское номенклатурное название
этилового спирта, в химическом простонародье, называемого этанол – «spiritus vini rectificati».
То есть, в переводе на русский – «дух вина очищенный» (или, точнее
сказать,
исправленный). Тут мы сразу же сталкиваемся с «духовной сферой», но
рассмотрим
её в своем месте. Поэтому пока спустимся из высших сфер в сферу
материальную.
Существует в народе стойкое поверье, что водку изобрел великий русский
химик
Д.И. Менделеев, однако это не так или не совсем так. Дмитрий Иванович
действительно в свое время написал диссертацию о смеси воды и спирта, и
называлась она так: «Рассуждение о соединении спирта с водою». Это его
работа
по теории растворов, явилась основой для создания впоследствии гидратной теории. В этом труде он анализировал сжатие раствора при добавлении воды к
спирту. Менделеев обнаружил, что максимально объемное сжатие раствора
воды в
спирте проявлялось при 46%-ной объемной концентрации спирта к воде.
Обратим
внимание, на эту цифру – 46%. Это не наша 40-градусная водка, а обычная
крепость благородных напитков, таких как элитные коньяки, джины. Откуда
же
взялась цифра 40º? Это оказывается,
просто-напросто, меркантильное требование торговых сетей, создать такую
концентрацию спирта в воде, когда гастрономические свойства товара пока
что
близки к означенным 46º,
но при этом раствор ещё не так сильно потерял в объеме при соединении
воды со
спиртом. Эта компромиссная концентрация, можно сказать, дань торгашам,
с
которой ещё готов был мириться булгаковский
профессор
Преображенский.
Если у
вас праздничный обед
поставьте у каждого прибора рюмку для водки
«Книга о вкусной и
здоровой пище»
Водка – это напиток, предназначенный для употребления за обедом или за ужином (но никак не за завтраком). Вообще по очень древним обычаям любое спиртное, а водку в особенности, принято было пить не раньше 3-х часов пополудни[1]. Вопреки расхожему мнению, что водочку надо выпить перед едой для аппетита, ни в коем случае водку нельзя пить на голодный желудок. Её пьют именно за обедом, а никак не перед едой! Обязательно перед приемом первой стопочки надо что-то поесть. Вино пьют бокалами, фужерами или даже стаканами (на Кавказе из рога), а вот водку следует пить небольшими порциями от 30 до 150 грамм. Это могут быть граненые рюмочки на низеньких ножках или хрустальные стопочки, но они должны быть непременно из прозрачного стекла (и ни в коем случае не цветного), чтобы видна была кристальная чистота напитка. Белое вино принято закусывать фруктами, часто его подают к рыбе, красное же вино заедают, как правило, чем-то мясным и горячим. А водку? Водку надобно и закусывать, и заедать (это далеко не одно и то же). Закуска под водку – это целая отдельная поэма. Закусок под водку настолько много и они настолько разнообразны, что все их перечислить попросту невозможно, однако они имеют общие черты. Закуски под водку – это разного рода мочения, соления, квашения. Это всевозможные огурчики, помидорчики, грибочки, капуста, чеснок и т.п. Не правы те, которые считают, что водку надо пить мелкими глотками, смакуя, прополаскивая ею рот и с прочими Западными извращениями. В России настоящие русские никогда так не делают. Водку пьют залпом в один-два глотка, поэтому и порции должны быть маленькие, какое уж тут смакование? Водку пьют обязательно «на выдохе»: Поднял стопочку, выдохнул, выпил всю сразу, выдохнул опять и закусил. А вот после того, как закусил, заедать водочку следует чем-то мясным и обязательно горячим. Тут разнообразие не меньшее, чем ассортимент закусок. Тут и жареное и тушеное мясо, курица, дичь, русские пельмени, кавказские грузинские хинкали, армянская долма, плов и даже простые советские котлеты сгодятся в качестве закуски под водку.
Напоследок надобно сделать лирическое отступление в сторону изобретательности русского ума, претендующего на законодательство в области правил употребления водки. Именно в России придумали сразу, и закусывать водку, и одновременно её заедать! Продукт этот является и солением, и квашением, и маринованием одновременно, при том – это мясное (точнее рыбное) блюдо. Вы уже догадались, что речь здесь идет об обычной соленой селёдке! Закусывая водку селёдкой, русский человек сразу и закусывает, и заедает этот благородный напиток.
Бытует множество более-менее правдоподобных версий о происхождении водки, однако почти все они не выдерживают даже самой простой критики. Перечислим наиболее распространенные (исключив шутливые такие как: «Водка появилась одновременно с Россией – зародилась Россия, зародилась и водка»). Итак:
1. Водку завезли на Русь генуэзские купцы ещё при Дмитрии Донском. Называлась она Aqua-vitae, что в переводе с латинского значит – «вода жизни». Ни на самого Великого князя, ни на его двор этот иноземный напиток впечатления не произвел. Выпить-то его выпили, но неизвестно даже похвалили его или нет. Эта версия сомнительна хотя бы уже потому, что доподлинно неизвестно что это был за напиток на самом деле. То ли это род самогона, то ли спирт, то ли действительно смесь спирта с водой в необходимых для имени «водка» пропорциях. Последнее вообще маловероятно.
2. Как делать водку придумали в XV веке смекалистые русские монахи, опять-таки с подачи заморских гостей. Сначала некие опять-таки итальянцы, путешествовавшие в Литву, заглянули по дороге (ничего себе крюк – А.О.) к русскому Великому князю Василию Васильевичу Темному. Презентовали они свою «воду жизни» в качестве «универсального лекарства от всех болезней». Водку тогда оценили, но из-за «чудовищной дороговизны» русские смекалистые умы придумали, как самим производить сию панацею от всех хворей, не прибегая к помощи иноземцев. Те гнали свою Акву Виту из перебродившего винограда, у нас же от скудости такового приловчились гнать её из зерновых, благо на Руси их было в то время в достатке. Тогда-то и появились ржаные, ячменные, пшеничные водки, ставшие впоследствии популярными брэндами. Но опять-таки – самогон не водка, а только в лучшем случае полуфабрикат для её производства.
3. Некоторые полагают, что прообразом водки был некий крепкий напиток сикер, поминаемый ещё в Библии, а на Руси называвшийся «сикера». Русские словари толкуют это экзотическое слово, как «всякий крепкий хмельной, пьяный, броженый напиток, кроме виноградного вина». Казалось бы, водка подходит под это определение, ан нет! Смущает слово «броженый» – водка отнюдь не «броженый» напиток, а смесь вполне чистых веществ. Скорее всего, сикер – это брага или самогонный «первач», а не водка. Или, если хотите, сикер был предтечей водки – она росла, а он умалялся.
– Это водка? – слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
– Помилуйте, королева, – прохрипел он,
разве я позволил бы себе налить даме водки?
Это чистый спирт!
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Водка в художественной культуре России (и не только России), вытеснив «зелено вино», мед и сикер, давно заняла существенное, почетное, можно даже сказать, сакральное место. Она стала в русской культуре, словно Млечный путь на звездном небосклоне. И сами создатели шедевров, и их герои, и их почтительные знатоки и ценители – все знали толк в её питии, хотя и относились к нему по-разному. Впрочем, разница в отношении к водке всегда количественная (кто как пьет: кто помногу, а кто почасту, а кто и то, и другое вместе). Исключение (да и то подтверждающее правило), может, составляет только Лев Николаевич Толстой, который, бросив пить, растерял весь свой талант и, вместо литературных шедевров, принялся писать бездуховные религиозные агитки. Дабы не раздувать размеры этого эссе, мы не будем приводить слишком много примеров блистательных описаний застолий сдобренных водкой, предоставив читателю самому перечесть русскую классику (или просто порыться в Интернете), отметим только некоторые, на наш взгляд самые забавные.
Самое короткое, состоящее всего из трех слов, но занимающее целую главу, описание принятия внутрь алкоголя содержится, конечно же, в знаменитой поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Глава эта называется она «Серп и Молот — Карачарово» и полностью звучит так: «…и немедленно выпил». Именно так она стала звучать в результате самоцензуры автора, после того, как Ерофеев убрал из неё всю, имевшуюся там матерщину, произнесенную Веничкой. Однако эта глава не потеряла своей глубинной сути, ведь в этой фразе можно увидеть реминисценцию из «Естественной истории» древнего римского философа Плиния Старшего, впервые произнесшего там свою сакраментальную фразу «In vino veritas» — «Истина в вине», которой потомки придумали логичное продолжение: «ergo bibamus»», что переводится как: «поэтому выпьем!».
А рядом у
соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas» кричат.
А. Блок
Вот поминание водки у Пушкина в «Капитанской дочке:
…Я позвал вожатого,
благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу
дать ему полтину на водку. Савельич
нахмурился. «Полтину на водку! — сказал он, — за что это? За то, что ты
же
изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас
лишних
полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать».
Как видим, водка тогда стоила довольно дорого, если целый полтинник на неё следовало давать, ведь полтинник в те времена был весьма весомой монетой. Впрочем, во все времена писатели сетовали на дороговизну водки. Интересно в этом смысле замечание великого Василия Васильевича Розанова:
Дешевые книги — это
некультурность. Книги и должны быть дороги. Это не водка. Книга
должна отвертываться от всякого, кто при виде на цену ее сморщивается.
«Проходи
мимо», — должна сказать ему она
и, кивнув в сторону газетчика на углу, прибавить: «Бери их». Книга
вообще
должна быть горда, самостоятельна и независима. Для этого она
прежде всего должна быть дорога.
Розанов как бы признавал водку тем, что должно быть общедоступным, как товар первой необходимости. Нечто, вроде хлеба насущного.
Не упивайтесь виномъ, ибо в немъ есть блудъ,
но паче исполняйтесь Духомъ…
Послание к Ефесянам, гл. 5, ст.18
Дух вина! Вино – это продукт брожения виноградного сока, но это и нечто большее. Кто и когда впервые сознательно создал вино и употребил его внутрь с целью введение себя в блаженное состояние, выводящее человека из обыденной жизни, возвышающее душу над повседневностью. Вино изобрел, спасшийся со своею семьей из Потопа, Праотец Ной. Помните эту трогательную историю: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем»? (Бытие. 9:20). Вино было дано послепотопным людям вместо крови – излюбленного напитка допотопных людей. А кровь животных к употреблению была категорически запрещена. В этом особый был смысл, ибо в крови по Библии содержится душа живая и с употреблением крови скотов, мы причащаемся (становимся частью) скотской души, сами, так сказать, «оскотиниваемся». Поэтому Ною и его потомкам была дана от Господа заповедь: «…все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;4только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя…» (Бытие. 9:2-5). Вот, вместо крови животных человеку и было дано вино, как прообраз будущего причастия плоти и крови Христовой.
Из чего
состоит вино? Это вода,
твердые растительные составляющие, сахар и спирт. Интересно, что чем
больше
сахара в винограде, тем больше спирта в вине из него произведенном. Так
вот,
удаляем из вина твердую и водную его составляющие, то есть плоть и
воду, и остается
один спирт. Или, лучше сказать, наоборот, из воды и плоти изгоняем
спирт – дух
вина! Обратите внимание на то, что появление вина так или иначе связано
со Всемирным Потопом. Потоп – это вода –
изобилье воды.
Первый мир был уничтожен водой, нынешний мир будет уничтожен огнем.
Спирт, как
и водка горит, и хорошо горит. Вино – напиток
библейский,
Ветхозаветный – душевный; водка –
жидкость горючая (огненная вода) – напиток Апокалипсический,
Новозаветный – духовный! Поэтому вино пьют
душевные люди, а водку – духовные!
[1] Интересно отметить, насколько обычай не употреблять спиртное с утра был укоренен в древности. Из «Деяний Апостолов» мы видим, как Апостол Петр в доказательство того, что Апостолы, начавшие говорить на чужих языках, не могут быть пьяными, приводил такой аргумент: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня…».