ГЛАВНАЯ<<СТАТЬИ

 

НАБЛЮДЕНИЕ О СТРОГАНОВСКОМ ВИДЕНИИ МИРА
И МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
.

 

01.10.2004 03:00

В Строгановке бытовало особое видение пластического мира, в отличие, скажем, от Суриковского института.
Те предмет рассматривают и изображают, как некий объем в среде, мы же мыслим и изображаем предмет, как форму в пространстве, (как говорится, почувствуйте разницу).

 

Среда это только часть пространства, ограниченная с пяти сторон (подумайте, почему именно с пяти?) стенкой, так сказать, театральным задником. Это некий театральный ящичек, в котором разворачивается действо, за пределами которого ничего нет.

Объемы, находящиеся внутри этого ящичка, во-первых, всегда имеют вполне определенные физические размеры. Во-вторых, каждый объем локализован в среде этого ящичка точно определенно по оси X, Y и Z. В-третьих, он, этот объем, освещен всегда извне вполне определенным источником света, который тоже локализован по трем осям координат, свет этот имеет определенную силу и направленность, и вылепливает объем с собственными и падающими тенями и прочими всеми вытекающими отсюда последствиями. 
Это в Суриковском институте и во всем западном подсолнечном мире, порожденном эпохою Ренессанса. У нас же так, да не так.
 
Во-первых, у нас нету театральной, ограниченной стенками и задниками среды. Наш предмет находится в бесконечном, молочно белом неосязаемом пространстве, где центр пространственных координат находится не в левом нижнем заднем углу, как у архитекторов и живописцев, а в центре глазного яблока художника и зрителя.
 
Во-вторых, объем мыслится и изображается, как чистый объем без конкретной материальности, без фактуры, без собственных и тем более, Боже упаси, без падающих теней. Эта чистая, мыслимая и определенным хитроумным способом изображенная форма взвешена в бесконечном пространстве без определенной локализации.
 
Поэтому мы вписываем изображение в лист в распор, максимально используя всю площадь листа (1 палец от верхнего края и 1 от нижнего). Источник света, и это, в-третьих, находится как бы внутри изображаемого объекта, в крайнем случае, сзади него, и не освещает, но просвещает этот объект насквозь, делая его как бы полупрозрачным. Это видение пришло к нам с востока, не испорченного западным материализмом, где всё то, что достойно изображения, представляется не идолом и истуканом, но умопостигаемой, понятной и чистой формой.
 
Советую прочесть Иконостас о. Павла Флоренского, который, кстати, в 1-й четверти прошлого века преподавал в Строгановке обратную перспективу, была тогда и такая дисциплина. В этой связи не могу удержаться и не рассказать маленький анекдот из реальной студенческой жизни.
 

Учился у нас студент на отделении Монументально-декоративной пластики. Назовем его Миша Численко. Однажды, во время летних каникул он сделал большую халтуру где-то в Запорожье, и с ним расплатились не деньгами, а новеньким ушастым Запорожцем .
 
Ему надо было получить водительские права, а для этого получить справку в психиатрическом диспансере о том, что он пока еще не состоит у них на учете. Мы предупреждали его, чтобы он был осторожен и, отвечая на вопросы, не высказывал никаких строгановских мироощущений, он сказал, чтобы мы не волновались, он не даст себя сбить с толку.
 
Вернулся он из диспансера мрачный и раздраженный. Ему там, по его словам, сначала стали показывать толстый альбом, в котором были изображены разные цветные шарики и черные кляксы.
 


«Что это Вам напоминает?» — Спросил его врач.

«Это мне напоминает кляксу!» — Уверенно отвечал он.
 

«Хорошо», — говорит врач, — «но что напоминает Вам эта клякса? Может быть, дерево или лошадиную голову».

Миша признался нам, что одна из этих клякс напомнила ему густой треугольник волос на женском лобке, а другая была явно похожа на женскую грудь, но доктору он этого, конечно же, не сказал, мало ли чего.
 

«Вы меня не собьете», — отвечал врачу Миша, — «это клякса мне напоминает кляксу и ничего другого».

Еще его спросили, как он относится к женщинам?

«Как к форме в пространстве!» — Отвечал Миша.
 

Одним словом, его попросили еще несколько раз прийти и некоторое время его изучали.
 

Водительские права он, правда, все-таки получил.
И Строгановку закончил, причем с отличием.